Типологические особенности высшей нервной деятельности

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЭГ У ДЕТЕЙ И ИЗМЕНЕНИЯ С ВОЗРАСТОМ ЭЭГ новорожденного характеризуется наличием сглаженных и медленных колебаний различной частоты и амплитудой 15-20 мкв, группами быстрых колебаний до 20 гц. Преобладают дельта и тета-ритм. Сильные звуковые и световые раздражители уплощают ЭЭГ. У детей первого месяца типологические особенности высшей нервной деятельности в ЭЭГ преобладают нерегулярные медленные волны с частотой 0,5-2 гц различной амплитуды. Четкий регуляторный ритм появляется у детей 3-4 месячного возраста частота 2-3 гц, амплитуда 70-90 мкв. У детей до года господствующей формой ритмов являются медленные волны с частотой 1-3 г в секунду; кроме того, в этом возрасте имеются отдельные волны с частотой 4-7 герц и быстрые волны. В возрасте 1-2-3 года преобладают непрерывные волны 4-6 герц, имеются единичные ритмы 7-8 в секунду. Возраст 4-6 лет отличается преобладанием в значительном количестве альфа-волн. К 7-8 годам волны 8-9 герц становятся господствующими, особенно в затылочных областях, тогда как в лобных областях сохраняются медленные волны. От 6 до 10 лет - альфа -ритм еще не стабильный в 20% тета-ритм. Окончательное формирование биоэлектрической активности коры происходит к 16-18 годам. Совокупность индивидуальных свойств нервной системы, обусловленных наследственными особенностями и жизненным опытом индивида, называют типом высшей нервной деятельности ВНД. При этом высшей нервной деятельностью называют деятельность коры головного мозга и ближайших к ней подкорковых структур, направленную на взаимодействие организма с внешней средой В основе типологии ВНД ребенка, предложенной Красногорским, кроме силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, на которых основана типология взрослого человека, лежат взаимоотношение коры и подкорки и соотношение между сигнальными системами. Соответственно данным признакам выделяют 4 типа ВНД ребенка: Быстрый или уравновешенный тип — сильный, типологические особенности высшей нервной деятельности возбудимый близок к сангвинику. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, способностью к тонким дифференцировкам, с функционально сильной корой, хорошо развитой речью. Медленный или типологические особенности высшей нервной деятельности тип соответствует флегматику — сильный, уравновешенный, с низкой скоростью выработки условных рефлексов, с характерным преобладанием коры над подкоркой. Дети с таким типом ВНД активны и стойки при выполнении сложных заданий, быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Эмоционально вспыльчивый или подкорковый тип близок к холерику — сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, с быстрой речью иногда с отдельными выкрикиваниями. Условные рефлексы у таких детей вырабатываются быстро и так же быстро угасают, отмечается недостаточность тормозного процесса, подкорковые структуры преобладают над корой. Слабый или гиподинамический тип соответствует меланхолику — с пониженной возбудимостью, сниженной подвижностью процессов возбуждения и торможения, с медленной скоростью образования условных рефлексов их неустойчивостью, внутреннее торможение выражено слабо при сильном внешнем торможении, мешающем приспосабливаться к новым условиям обучения, речь часто замедленная, подкорка преобладает над корой. Дети с таким типом ВНД легко утомляются. Период полового созревания вносит существенные коррективы в характеристику типов ВНД подростка. Поэтому оценку типа ВНД логичнее проводить после завершения этого процесса. Типы ВНД детей могут изменяться, т. Так дети неуравновешенного типа под влиянием воспитания могут стать более уравновешенными. Морфо-функциональной основой таких изменений является пластичность нейронов типологические особенности высшей нервной деятельности головного мозга. Каждый пользователь берет на себя типологические особенности высшей нервной деятельности за неправомерное исопльзование предоставляемой информации.